FinancialFamily - сайт о личных финансах, семейном бюджете и домашней бухгалтерии
 Журнал о деньгах                        
Спонсор проекта

 
Как стать богатым / искусство

Автор статьи: Сергей Семёнов, expert.ua

В сфере искусства существует объективная зависимость — талантливый художник (писатель, режиссер) не всегда богат, но богатый художник очень часто талантлив.

Вопреки стенаниям непризнанных художников, писателей и режиссеров, гений не обязательно должен быть нищим. В сфере искусства между талантом и богатством существует односторонняя («полупроводниковая») зависимость, которую можно сформулировать так: талантливый художник (писатель, режиссер и т. д.), как правило, небогат, но богатый художник очень часто талантлив.

Второй, не менее распространенный миф: художник становится богатым тогда, когда идет на поводу у публики. Иначе говоря — соответствует запросам рынка. На самом деле здесь, как и в бизнесе, всё происходит с точностью до наоборот: успеха добивается тот, кто сам формирует эти запросы. Или угадывает у публики те глубинные потребности, о наличии которых она сама не подозревает, потому что стесняется их или боится и, следовательно, по Фрейду, вытесняет в подсознание.

А начинается всё с идеи.

Идея

В основе произведений, благодаря которым современные богачи от искусства становились знаменитыми, обычно лежит оригинальная идея, либо открывающая для публики что-то новое, либо дающая возможность по-новому взглянуть на хорошо всем знакомый предмет.

Так, например, до «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы за 60 лет существования американского кинематографа были сделаны десятки, если не сотни, гангстерских картин, однако только Коппола поднял этот жанр на недосягаемый прежде уровень, сняв, как он сам говорил, «фильм о власти». На примере Майкла Корлеоне режиссер показал, как люди приходят (иногда против своей воли) во власть и чем им за это приходится платить. (Тут надо упомянуть и вклад автора книги и сценария Марио Пьюзо, однако главная заслуга в формировании идеи ленты принадлежит Копполе.) И стал не только знаменитым, но и богатым — если за первого «Крестного отца» режиссер получил в 1972-м гонорар 175 тыс. долларов, то за второго — уже миллион (сумасшедшая сумма для кинематографа образца 1974 года), а за третьего, в 1990-м, — шесть миллионов плюс проценты от кассовых сборов (которые составили 136,7 млн долларов).

Иногда первоначальная оригинальная идея имеет отношение не столько к форме или содержанию, сколько к маркетингу. Так, например, обстоят дела у автора романов-«ужастиков» Стивена Кинга, зарабатывающего в год 30–50 млн долларов. Секрет его успеха прост: Кинг понял, что страх, глубоко укорененный в подсознании каждого человека, совершенно не обязательно сублимировать в литературные шедевры a la Эдгар По или Франц Кафка. Его можно эксплуатировать столь же просто и прагматично, как создательницы многочисленных женских романов эксплуатируют любовь. Однако при этом Кинг, в отличие от упомянутых «авторесс», всегда писал на уровне крепких традиций американской классической прозы.

Бывает также, что идея, которая позволяет художнику разбогатеть, заключается в вытаскивании на белый свет того, в чем сама публика боится себе признаться. Тут, конечно, вспоминается прежде всего Дэмиен Херст, который к своим 45 годам заработал больше денег, чем любой другой художник в истории искусства в этом возрасте. (Только в 2008-м на аукционах было продано его работ на 230 млн долларов.) Херст уже почти два десятка лет пытается наглядно воплотить свое представление о том, что такое жизнь и смерть, и заглянуть за грань между ними. Для широкой публики эта тема запретна. А всё запретное манит. Поэтому равнодушных к работам Херста мало — кто-то ими восхищается, а кто-то ругает, не подозревая, что «наезжает» он не на самого художника, а на то, что он посмел напомнить хулителю о том, что тот старается забыть.

Однако одной оригинальной идеи для того, чтобы стать богатым, мало — надо еще донести ее до публики. А для этого нужны настойчивость и вера в себя.

Self-made man

Есть еще один широко распространенный миф — мол, многие художники (писатели, режиссеры) стали знаменитыми и богатыми благодаря счастливому случаю. Это — ерунда. Счастливый случай в искусстве помогает лишь тому, кому есть что предъявить публике.

Так, например, Стивен Кинг в своей писательской молодости был беден до того, что жил с женой и ребенком в трейлере. Его первый знаменитый роман «Кэрри» был куплен издательством Doubleday всего за семь тысяч долларов, но когда Doubleday выставило права на произведение на аукцион, издательство New American Library купило их за 400 тыс. долларов. Кинг получил 200 тыс. — и тут же права на экранизацию «Кэрри» купил у него американский режиссер Брайан де Пальма. Поставленный по роману фильм получил несколько «Оскаров», и зрителей у него было в десять раз больше, чем читателей у романа. Тут налицо даже несколько «счастливых случаев» — но ни один из них не сработал бы, если бы до этого Кинг в трейлере, урывками (чтобы прокормить семью, он работал в это время учителем) не писал свой роман, еще не зная, что тому предстоит такая удачная судьба.

Еще чаще нынешние богачи от искусства не ждали счастливого случая, а завоевывали признание публики сами. Фотохудожница Сэм Тейлор-Вуд, входившая в группу Young British Artists, лидером которой был молодой Херст, рассказывала «Эксперту», как все они, выпускники одного лондонского художественного колледжа, стремясь как можно быстрее достичь известности, самостоятельно устраивали выставки своих работ. Для этого находили заброшенные здания, склады, магазины, собирали средства. «Мы сами решали, какую организовать выставку и кого на нее позвать, — вспоминала она. — Со временем галеристы к нам пришли. И то, что начиналось как анархия, стало частью культурного истеблишмента».

Но стать знаменитым в искусстве еще не значит стать богатым. Больше всего зарабатывают те, кто обнаруживает в себе вдобавок к художественному таланту еще и способности маркетолога.

Маркетинг

В сфере маркетинга в современном искусстве непревзойденным лидером, несомненно, является всё тот же Дэмиен Херст. Автор этих строк до сих пор считает лучшими формулировками основ арт-бизнеса то, что говорил ему Херст во время интервью «Эксперту».

Вот, например, анализ арт-рынка. «Я недавно летал в Лос-Анджелес и в его окрестностях увидел в иллюминатор самолета громадное количество особняков с большими бассейнами, — рассказывал Херст. — И подумал: ”Наверное, каждый человек, у которого здесь есть такой бассейн, может позволить себе купить мою маленькую картину. И наверняка в его особняке хватит места и для других картин”. Так что когда вы говорите о том, что современные художники делают много работ, имейте в виду: в мире еще больше людей, которые могут позволить себе их купить, и у них есть куда их повесить».

А вот это — формула ценообразования: «У меня есть друг-художник, который работает очень медленно. Каждая его работа стоит около ста тысяч фунтов стерлингов, и, по его словам, у него в списке ожидания стоят сто покупателей. Я ему сказал: «Добавь к цене один нолик, и у тебя в списке останется всего три человека — как раз на те три картины, которые ты делаешь за год».

То, над чем специалисты арт-бизнеса бьются годами, обрабатывая большие массивы цифровых данных, выстраивая диаграммы и графики, Херст формулирует интуитивно и просто. И он — не исключение. Стивен Кинг в своих маркетинговых находках также обгонял специалистов книжного рынка. Так, он первым выложил свою повесть «Растение» в Интернет с предложением ко всем желающим присылать по одному доллару за каждый скачанный файл и в итоге заработал 500 тыс. долларов. Другому писателю такая сумма показалась бы баснословной, но не Кингу, начинавшему переговоры с издателями о продаже рукописи нового романа с суммы 17 млн долларов.

Инвестиции

Куда богачи от искусства вкладывают свои многомиллионные гонорары? Многие из них лишены возможности инвестировать прибыль в дальнейшее развитие своего бизнеса. Исключение тут составляют кинорежиссеры и актеры, которые иногда снимают на свои деньги новые фильмы, но такое «реинвестирование» далеко не всегда заканчивается успехом. Ведь режиссер или актер в этом случае решают в первую очередь не коммерческие, а творческие задачи. Актер — показаться публике не в той ипостаси, к которой она привыкла, а в новом обличье. Режиссер — снять, не оглядываясь на продюсера и инвесторов, ленту, о которой он мечтал.

Так, например, у Копполы такого рода инвестиции в собственное творчество шли с переменным успехом. Заложив за 13 млн долларов свое поместье для того, чтобы снять «Апокалипсис сегодня» (бюджет фильма составил 31,5 млн долларов), он вдруг оказался в творческом и производственном тупике, но из него всё-таки вышел, а в итоге картина собрала 114 млн долларов. Зато с некоторыми другими фильмами его ждали такие коммерческие провалы, что Коппола, основавший свою киностудию, даже объявлял себя банкротом. Правда, потом дела снова пошли на лад.

Многие кинозвезды считают лучшим вложением своих гонораров приобретение недвижимости, но последний кризис, инициированный как раз ипотекой, сильно поколебал это представление. Недавно прессу облетело сообщение, что Николас Кейдж продал в США за 6,2 млн долларов особняк на Атлантическом побережье, который купил в июне 2007 года за 15,7 млн. И даже апартаменты в центре Нью-Йорка не являются гарантией возврата вложенных денег — например, Брюс Уиллис продает за 3,95 млн долларов квартиру, которую три года назад купил за 4,25 млн.

Некоторые кинозвезды вкладывают свои миллионы в сферу услуг. Чаще всего — в ресторанный бизнес, поскольку считается, что имя народного любимца поможет легко раскрутить новый бренд. Однако на самом деле здесь, как и везде, работает жесткое правило любого бизнеса — побеждают профессионалы. Например, ресторанная сеть с громким названием «Планета Голливуд», в которую вкладывали свои деньги Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис, Деми Мур и другие звезды, едва не разорилась. И, наоборот, далеко не все, кто слышал об успешной сети ресторанов авторской кухни «Нобу», знают, что ее совладельцем является актер Роберт де Ниро. А всё потому, что де Ниро не выпячивает себя на первый план, а благоразумно полагается на совладельца и автора идеи «Нобу» японского повара Нобу Матсухита.

И, наконец, есть примеры того, как деятельность, которая начиналось как сфера вложения заработанных гонораров, постепенно выходила для богачей от искусства на первый план. Тут лучшие примеры — всё тот же Фрэнсис Форд Коппола и французский актер Жерар Депардье. У них есть небольшие «побочные» бизнесы (у Копполы — несколько гостиниц, у Депардье — ресторанов), но главное их увлечение — виноделие, которое затмило для них даже кино. При этом они стали не просто владельцами многочисленных виноградников и винодельческих предприятий в разных концах света, а специалистами в области технологии виноделия и даже авторами новых марок вин.

Вам понравилась эта статья? Добавьте ее в закладки:

Вы хотите быть в курсе новых публикаций на тему личных финансов?


 

Ваша оценка статьи:

Комментарии к статье:

Рассылка


Также интересно по теме:
Малый бизнес

Спорт и бизнес: что общего у чемпионов и успешных предпринимателей


Американский журналист и автор нескольких книг, входивших в список бестселлеров The New York Times, Дон Йегер для своих статей общался со многими известными спортсменами и тренерами. Но только беседы с легендарным баскетбольным тренером Джоном Вуденом (скончавшимся в 2010 году) заставили Йегера задуматься о том, как много на самом деле общего у спортивных чемпионов и людей, преуспевающих в бизнесе.
Продолжить чтение...

 

 

Copyright © 2004-2012 ООО "Сэнюэл" (Sanuel Ltd.) Все права защищены.