FinancialFamily - сайт о личных финансах, семейном бюджете и домашней бухгалтерии
 Журнал о деньгах                        
Спонсор проекта

 
Антикризисное управление для малого и среднего бизнеса

Автор статьи: Сергей Елисеев, delovoymir.biz

В чем характер текущего кризиса отличается от предыдущих? Ждать ли восстановления спроса? Почему хуже всего придется малому и среднему бизнесу?Какова главная идея — продавать Больше или Прибыльнее? Какие основные направления действий стоит выбрать? Обо всем этом читаем в статье.

«Новая нормальность» — так называют текущий кризис. Он существенно отличается от кризисов 1998 и 2008 г.г., протекавших по V-образному сценарию: «быстро упали — быстро отскочили». Кризис 2014+ идет по L-образному сценарию: быстрое падение — долгая стагнация (рецессия), с поэтапным «поиском дна» — позднее и медленное восстановление.
 
В горизонте 3-5 лет: период укрепления доллара (США) и падения всех сырьевых товаров, а не только нефти. Хотя с нефтью хуже всего — вероятно вошли в стадию нефтяной войны и конец углеводородного века наступает раньше, чем мы ожидали.
 
Мировая экономика начала расти (3,5%), Китай и Индия темпами почти в 2 раза большими (>6%). Только Российская экономика продолжит падение-стагнацию в 2016 и возможно рост начнется в 2017 году.
 
Наша экономика находится в состоянии системного кризиса, как модели перераспределения углеводородной ренты, так и всех четырех составляющих.
 
Основной капитал

Кризис инвестиций начался еще в 2011. Физический износ основных фондов составляет 49% и это без учета морального износа при смене технологических укладов.
 
Оборотный капитал

Произошел рост цен, стоимости импорта (материалов и комплектующих) в диапазоне от 30 до 70%. Резко упала доступность кредитов как по % ставке, так и по возможности получения при удешевлении залогов и убыточности балансов. Т.е. при сохранение абсолютной суммы достаточность капитала для обеспечения нормального хозяйственного оборота упала. Денежная масса в обороте приблизилась к порогу кризиса неплатежей (как в 1998 г.). Отток капитала не останавливается. В 2006-07 г.г. приток составил $125 млрд, в 2008-15 г.г. отток составил $670 млрд.
 
Человеческий капитал (ЧК)

В 90-годах ЧК в мире составлял: ЕЭС — 215, США — 95, Китай — 25, Россия — 30 (млрд.дол.). Процесс ухудшения начался в 90-х годах и еще не остановился. Приток мигрантов низкой квалификации и отток более квалифицированных специалистов и предпринимателей в страны Европы и США. Класс инженеров создающий качество ЧК в 60-70 годы выродился и морально устаревает на фоне новых высоких технологий. По критериям доступности специалистов (ученых и инженеров, привлечения из-за рубежа, удержание талантов) Россия занимает 10 место, на фоне Финляндии — 1 место и США — 2 место.
 
Интеллектуальный капитал

Его динамика пропорциональна количеству патентов (новизна, потенциал промышленного применения, изобретательский уровень). По показателю отношения количества патентов к $100 млрд. ВВП Россия — 34, Китай — 44, США — 514, Финляндия — 1954, при отсутствии выраженного роста: Россия — 1% на фоне США — 10% и Китай — 32%.
 
Регионы России накопили долги в размере 2,3 трлн.руб. В ближайшее время они будут решать свои проблемы (сокращать, оптимизировать) и не смогут выступить драйверами роста спроса. Фискальная нагрузка (федеральных и региональных органов) по налоговым и неналоговым платежам будет возрастать за счет ставок и ужесточения администрирования, и за счет «коррупционного налога».
 
Создание корпорации развития малого и среднего бизнеса и другие меры по его развитию, фактически превращаются в прямое перераспределение средств. Комфортная для бизнеса и инвестиций среда, системно не формируется. И даже если …, то результаты будут спустя 3-5 лет.
 
Население адаптируется к кризису вдвое снизив объемы потребления. За исключением всплесков потребительского бума на отдельные виды товаров (техника, автомобили и т.п.) как способ «обмануть» обесценение рубля. Больше всего страдает сегмент товаров, услуг среднего ценового уровня. Luxury — без изменений или может даже вырасти как продажи Ролс-Ройсов. Спрос перемещается в эконом и но-нэйм сегмент. Стабильно (относительно спроса, но не новых технологий) чувствует себя сектор телекоммуникаций. Для услуг (салоны, СПА, и т.п) характерен «эффект парикмахера»: в сложные времена стричься не перестают, но ходят к парикмахеру реже чем раньше.
 
Очаги роста вероятны на территориях концентрации крупных С/Х и ВПК предприятий, а так же начала новой разработки-добычи полезных ископаемых. Сокращение «бесплатной» (реально доступной по ОМС) медицины лишь частично обеспечит переток спроса в частную медицину.
 
Таким образом, сильнее всего кризис ударит по малому и среднему бизнесу, в т.ч. городской торговле и сфере услуг, производителям В2В и В2С товаров, экспертным и сервисным услугам с отложенным и нематериальным эффектом.
 
В условиях долговременного падения и стагнации спроса нужны изменения приоритетов и трансформация бизнеса. На падающем рынке восстановить прежние объемы (т.е. примерно удвоить от падения) не многим под силу, вопреки напряженным (штурмовщина против течения) или заманчивым предложениям о выполнении планов и увеличении продаж в кризис, который «лучшее время для роста». Что мешало скачкообразному росту в обычных условиях?
 
Вместо надежд на восстановление прошлых объемов и денежных потоков, результативным будет ставка на Трансформацию и Эффективность. Главная установка — да, рынок сократился, надо гармонизировать компанию под этот объем и научиться получать прибыль при меньших валовых показателях.
 
Трансформация бизнеса

Концентрация на ключевых компетенциях — сохранить и развить, убрать лишнее на второй план. Накачать нематериальную составляющую — добавить ее к товару и предложить решение или сервис (hard+soft), превратить сервис в продажу конечного результата (soft-risk+value). 
 
Цифровизация — взаимодействия с клиентами и обработки заказов, операционной деятельности и частично бизнес-модели. Синергичный аутсорсинг, объединяющий эффекты роста качества процесса, оптимизации затрат, замены постоянных затраты на переменные (это не про ИТ, клининг и автотранспорт). Коллективное пользование дорогими и/или инфраструктурными ресурсами.
 
Экономическая эффективность 

Больше прибыли на единицу (всего) при снижении объема, например, за счет управления маржинальным доходом; резкое снижение постоянных затрат; сжатие финансового цикла (в днях) и пропорциональное снижение потребности в «оборотке».
 
Это общие направления решений требующие «подгонки по месту» индивидуально для компании.
 
Не менее важно избежать искушения «менять, ничего не меняя» и погружения в тренинги и псевдостратегические игры, наведение порядка и совершенствование бизнес-процессов. Потери времени и средств на мероприятия, не дающие отдачи в течение 6-12 месяцев убийственны для рыночных компаний, т.е. зависящих от потребительского и корпоративного спроса, не подключенных к бюджетным потокам, природным или административным ресурсам, не имеющих доминирующего или монопольного положения. А это малый и средний бизнес.

Вам понравилась эта статья? Добавьте ее в закладки:

Вы хотите быть в курсе новых публикаций на тему личных финансов?


 

Ваша оценка статьи:

Комментарии к статье:

Рассылка


Также интересно по теме:
Малый бизнес

Как заработать на перепродаже автомобилей


Перепродажа автомобилей как бизнес может вам не только понравиться, но и принести за короткий промежуток времени значительную прибыль. Вся последующая информация основывается на большом опыте, полученном в этой сфере деятельности.
Продолжить чтение...

 

 

Copyright © 2004-2012 ООО "Сэнюэл" (Sanuel Ltd.) Все права защищены.