FinancialFamily - сайт о личных финансах, семейном бюджете и домашней бухгалтерии
 Журнал о деньгах                        
Спонсор проекта

 
Большинству людей по плечу стать предпринимателем.

Автор статьи: Бизнес пресса, bishelp.ru

Диана Кулиева родилась в г. Сумгаите (Азербайджан). После окончания политехникума работала по специальности – технологом-механиком. Бизнесом стала заниматься с 1994 г. В настоящее время она – генеральный директор ООО «Диана XXI».

Начинать всегда страшно

Никогда не думала, что буду заниматься бизнесом. Мой папа был кадровым военным, а мама – врачом, поэтому, когда я пришла в бизнес, поначалу было просто стыдно. Сегодня, конечно же, те мои ощущения кажутся в чем-то даже смешными, но тогда мне было не до смеха. Для меня, как и многих других людей, главной причиной прихода в бизнес стала банальная нехватка денег. К тому времени я вышла замуж и переехала в Рязань, где стала работать мастером на чаеразвесочной фабрике. Семья увеличилась: родилась дочь Сабина. Материальное положение было сложное, и выход был один – начать свое дело. К этому меня подвигли мои друзья. Со стартовым капиталом помог отец. Помню, он выделил из своих сбережений некоторую сумму денег, благо тогда можно было раскручивать свое дело, имея даже небольшой стартовый капитал.

Начинать всегда страшно: не знаешь, что тебя ожидает. Посмотрела я тогда по сторонам, а вокруг – профессора и другой серьезный народ, меня это успокоило. Помню, рядом с моим местом в торговом ряду стоял молодой парень – аспирант, которому помогал его отец. Они с утра приходили, расставляли свои товары и работали до позднего вечера, чтобы он мог завершить учебу. От них и от таких людей, как они, я многому училась, обретала внутреннюю силу, уверенность.

Конечно же, тогда я наделала много ошибок из-за недостатка опыта. Если бы начала сегодня, то прежде всего составила бы правильный бизнес-план. Это – основа всего.

Бизнес и кризис

Когда ударил дефолт 1998 года, все рухнуло и в один миг я разорилась. Пришлось опять начинать с нуля, очень тяжело было подниматься, но, слава богу, удалось. Тогда, помнится, многие люди растерялись и их бизнес растаял как снег. Во многом мне удалось удержаться на плаву потому, что я не испытывала проблем со здоровьем. Может быть, помогло то, что когда-то в школьные и в студенческие годы я серьезно занималась спортом, играла за сборную города по баскетболу.

Главный вывод, который я вынесла из истории с дефолтом: надо уметь ждать и терпеть. Впрочем, для нашего малого бизнеса постоянное ожидание чего-то неприятного уже давно стало нормой. Сейчас, кстати, тоже времена пошли смутные, какое-то тревожное ожидание у всех вокруг. На мой взгляд, многие уже просто не выдерживают и потихоньку уходят из бизнеса. Для них это очень нелегко, потому что они привыкли иметь приличные деньги, во всяком случае, больше, чем минимальная оплата труда. А потом, у них уже другая психология. Они привыкли вести активную жизнь. Быть исполнителями чьей-то воли им будет очень непросто. Честно говоря, я сама как-то хотела уйти из бизнеса и поработать, скажем, ме-неджером в хорошей компании. Я даже говорила на эту тему со знакомыми, которые могли бы мне помочь в этом плане. Но они же меня и отговорили, сказав: у тебя не тот характер, ты не сможешь смолчать, когда нужно. Это качество характера я замечаю сейчас у своей дочери. Хотя она еще довольно юный человек и учится только на первом курсе лечебного факультета медицинской академии им. Сеченова, дочь, мне кажется, жестче, чем я, в отстаивании своей позиции. У нее нет полутонов, только белое или черное. Может, это просто возраст... Хотела бы я, чтобы моя дочь занималась бизнесом? Нет. Хотя она сама хочет. Ноя-то знаю, что ее там ждет. По мне, лучше бы уж она стала хорошим специалистом, врачом. Это, наверное, надежнее.

И парикмахер, и психолог

Наряду с торговым залом я открыла парикмахерскую. В принципе, законы бизнеса универсальны, но есть нюансы. В торговле все просто: покупатель пришел, посмотрел, понравился товар – купил, не понравился – ушел. В парикмахерской же все гораздо сложнее. Здесь надо очень тонко чувствовать характер клиента, его настроение, ауру и т.д. Это сложный вид бизнеса. Клиенты бывают разные, уровень профессионализма сотрудников тоже разный, соответственно, различается и результат. Вообще, парикмахер, на мой взгляд, должен быть хорошим человеком и хорошим мастером. Потому что тот, кто создает красоту, должен вкладывать душу, получать удовольствие от своего труда. Клиент, в свою очередь, тоже должен получать удовольствие от его классной работы. Вот тогда будет то, что надо.

Впрочем, я думаю, это относится к любой работе, в том числе и к работе продавца: ведь он тоже общается с людьми. Как только покупатель вошел в магазин, продавец должен с первого взгляда определить, что ему требуется, какая модель, какие у него предпочтения: классика? модная вещь? Во всяком случае, стараться определить. Я ведь тоже набиралась опыта постепенно. И сейчас иногда могу минут десять-двадцать постоять за прилавком, обслуживая покупателя, чтобы мои молодые сотрудницы могли посмотреть со стороны и чему-то поучиться. Кстати, бывает, что потом кто-то из покупателей приходит еще и ищет именно меня: где та девушка, которая обслуживала меня в прошлый раз? Вот это уже, можно сказать, показатель мастерства, когда твой клиент снова захотел попасть именно к тебе.

Добро возвращается

Некоторым людям, видимо, кажется, что бизнесменам все с неба само падает. Они не думают, например, сколько стоит заточка ножниц, электроэнергия, аренда помещения и так далее, и поэтому ожидают от нас чуть ли не бесплатной работы. Им невдомек, что, делая им скидки, мы, по сути, вытаскиваем деньги из своего кармана. И все же, когда к нам обращаются пенсионеры, мы всегда идем им навстречу. Вот, например, к нам приходит одна клиентка, она работает гардеробщицей, и говорит: я же общаюсь с публикой, люди сдают мне свои вещи, я ведь должна выглядеть красиво. Она просит нас войти в ее положение, т.к. у нее маленькая зарплата. И мы ей помогаем, делаем хорошую прическу по льготной цене. А как же иначе? Можно привести и другие примеры, когда мы в чем-то немного теряем чисто экономически, но в тоже время обретаем что-то другое, не менее важное. С другой стороны, у этой бабушки есть дети, внуки, знакомые. Она же им наверняка скажет о нас несколько добрых слов, и они, наверное, тоже придут к нам. А это значит, что по кругу добро возвращается к нам.

Сегодня доброты стало меньше, больше злобы, зависти. Видимо, стало больше разницы в доходах людей, и это сказывается на взаимоотношениях. Я думаю, Бог един, и как верующий человек стараюсь по мере сил делать что-то доброе. Наверное, это от родителей. Я не видела, чтобы они кого-то ругали, с кем-то ссорились. Я наблюдаю иногда, когда взрослые люди, ведя за руку детей, говорят им не о добре, а о национальных отличиях. Это обидно. А вообще, я чувствую себя в Москве вполне комфортно: здесь у меня много друзей, больше, чем в Баку.

Малый бизнес – это и есть народ

Сегодня стало заметно больше конкурентов. Идет очень жесткая борьба. В моем случае дело порой доходило до того, что конкуренты рвали рекламу, ломали лампочки, жгли рекламные щиты. Одно время я работала только на рекламу. Я обратилась к органам, они посоветовали установить видеокамеры, и безобразия прекратились. Мы уже три года работаем на этом месте, но если даже один день не будет рекламы (щитов, листовок и т.д.) то это сразу же почувствуется. Действительно, реклама – двигатель торговли.

Что мне не нравится? То, что у нас нет порядка и стабильности. Каждый квартал постоянно что-то меняется в бухгалтерском отчете. За одной бумажкой нужно ходить месяцами и годами, чтобы получить какое-то разрешение. Мы уже так привыкли. А может быть, кто-то делает на этом свой бизнес: ведь все в мире связано. Сколько людей в Москве стоит в очередях перед различными кабинетами, ожидая решения своего вопроса! А если посмотреть по всей стране? Сколько времени теряется впустую! Неужели кому-то это выгодно?

Сейчас стало еще сложнее вести бизнес, каждый год все труднее растаможивать товар. Причем в последние пять-шесть лет товар стал теряться по пути. И никто за это не отвечает, никто не страхует малый бизнес.

У строгих, жестких людей, я вижу, бизнес идет очень даже хорошо. А вот те, кто, как я, немного мягче, добрее, в бизнесе могут дойти только до определенного уровня, выше которого им никогда не подняться. Так, будет хватать на жизнь, и не более. В бизнесе нужен характер, расчет, связи и т.д. Главное в нем – достижение максимального результата. Моральный фактор тоже важен, во всяком случае, для некоторых, но экономика стоит на первом месте. К тому же, каждый руководитель, даже маленького коллектива, знает, что за ним стоят его сотрудники, а за ними – члены их семей. Малый бизнес – это и есть народ: ведь большинство людей может реализовать себя только в сфере малого предпринимательства.

За то, чтобы одна иностранная звезда приехала к нам на гастроли, охотно платят большие деньги. А вот чтобы малый бизнес поддержать? Сейчас у нас есть гигантские фонды, и власть все думает: куда бы эти деньги вложить? Мне кажется, ответ здесь очень простой: отдайте деньги в виде кредитов народу, то есть поддержите малый бизнес. В конце концов, это же народные деньги. Народ сам сделает все, как надо, и эти деньги вернутся обратно в казну, да еще и в большем количестве. Я, например, могу организовать ресторанный бизнес, но нужны финансы, а их нет. Попыталась я однажды получить кредит в банке, но его мне не дали, причем безо всяких объяснений. Подобных примеров – великое множество. Сейчас мы стали свободнее, самостоятельнее. Единственное, что нам нужно, – сделать так, чтобы народ наш стал зажиточнее. Если он станет богаче, тогда ведь и страна наша станет сильнее.

Вам понравилась эта статья? Добавьте ее в закладки:

Вы хотите быть в курсе новых публикаций на тему личных финансов?


 

Ваша оценка статьи:

Комментарии на статью ''Большинству людей по плечу стать предпринимателем.'':


Полина говорит:
2008-11-27 10:04:55

Нытье одно. И "бизнесом" называет ремесленничество.

 

Новый комментарий

Ваше имя:

Сколько будет два плюс три (прописью):

Комментарий:

Рассылка


Также интересно по теме:
Малый бизнес

Бизнес: большая перемена


Вы когда-нибудь решались на радикальные перемены? Познакомьтесь с пятью предпринимателями, которые это сделали. Попав в трудную ситуацию, они пошли на решительные шаги, поменяв продукцию, рынки, офисы и даже самих себя.
Продолжить чтение...

 

 

Copyright © 2004-2010 ООО "Сэнюэл" (Sanuel Ltd.) Все права защищены.